Вся наша жизнь - кино, а мы в ней режиссёры

Персональный сайт эксперта Образовательного проекта "Берега", учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №7, г. Углича Соловей Ирины Николаевны

Материалы к уроку
Меню


Киновед

Итоги кинофестиваля "Золотой витязь"

В Севастополе прошёл 27 Международный кинофорум «Золотой Витязь»

О форуме, его лауреатах, конкурсной программе рассказано в СМИ достаточно много. А вот о тенденциях, проявленных этой конкурсной программой благодаря участвовавшим в ней фильмам, которые вскоре окажут влияние на отечественный кинопроцесс, сообщается скупо. Восполнил этот пробел член правления Ассоциации документального кино СК России, режиссёр Сергей Головецкий в интервью с киноведом Александром Семенюком.

СЕРГЕЙ ГОЛОВЕЦКИЙ. В первую очередь меня и моих коллег-документалистов интересуют тенденции в области полнометражного документального кино. Ты ведь был в жюри этой номинации на «Золотом Витязе».

АЛЕКСАНДР СЕМЕНЮК. Да, и мне очень интересно наблюдать, как развивается именно этот формат. Ведь сравнительно недавно «полный метр» скромно занимал позицию аутсайдера в современном документальном кинематографе. Считалось, что время его расцвета давно миновало. Однако, сейчас многие стремятся снимать такое «длинное» кино. Хотя далеко не все российские режиссёры понимают его специфику и назначение. Некоторым, особенно молодым, кажется, что полнометражный документальный фильм - это увеличенная по хронометражу короткометражка. Из-за подобного подхода многие фильмы отечественного «полного метра» несовершенны по форме и драматургии. Поскольку в них авторы используют малую (новеллическую) сценарную форму, заявляют, как правило, одну сюжетную линию и одного главного героя. В результате композиция, рассчитанная на короткометражку, провисает в полнометражном фильме, его темпо-ритм снижается, а сюжетная линия и образ героя исчерпываются уже в середине картины.

С.Г. Я работаю в этом формате и постоянно сталкиваюсь с такими проблемами.

А. С. Фестивальная система просмотров и отбора фильмов позволяет проследить тенденцию подобных несоответствий на концептуальном уровне и выявить их причины и генезис. В данном случае надо отметить, что «моду» на современное полнометражное документальное кино стимулировали американцы. Для чего? Они кинематограф ввели в систему национальной безопасности страны, сделав его частью «мягкой силы» в сфере информационных и когнитивных войн. Потому, что понимают: кино - самое манипулятивное средство воздействия на общественное сознание. Тем более сейчас, в кризисный период смены эпох, когда происходит политическое моделирование будущей картины мира. Ведь одно из основных свойств природы киноискусства - формирование образов будущего. Документальное кино в этом процессе играет важнейшую роль, потому что запечатлевает «жизнь, как она есть», тем самым как бы объективируя на экране содержание окружающей действительности. Сегодня средства выразительности полнометражного документального кино позволяют режиссёру выйти за границы структурных ограничений того, что принято называть собственно «фильмом», превратив его в своеобразный аналог культурологического эссе, способного описывать картину мира в широчайшем образно-смысловом контексте. Т.е., талантливо сделанный документальный «полный метр» - это, по сути, культурно-исторический анализ человеческого бытия и картины мира в образной, художественной форме. Поэтому его драматургия должна строится на принципах сюжетной и смысловой полифонии с активным использованием приёма контрапункта. А самому сюжету необходима романная, или эпическая формы. Тогда при построении художественного мира фильма будет стираться грань между документальными и игровыми стилевыми конструкциями. Ещё С. Эйзенштейн считал идеальным фильм, в котором сюжетное действие «выглядит как хроника событий, а действует как драма». В этом смысле подлинно новаторским триумфом на нынешнем «Золотом Витязе» стал показ полнометражного документального фильма «Раскалённый хаос» питерского художника и режиссёра Сергея Дебижева. Это первая часть кинотрилогии, в которой дан историософский анализ событий ХХ века. Фильм сделан в коллажной стилистике на высочайшем технологическом уровне. Также в этом формате мне очень понравился фильм Галины Леонтьевой «Искусственное дыхание». В её картине наблюдается сопряжение и столкновение двух сюжетных и смысловых линий: работы врача скорой медицинской помощи и реалий малоприглядной действительности современной провинции. Кажется, что человек не только работать - существовать не может в подобных условиях. Однако, такая экзистенциальная ситуация, в которой находится герой, становится для него подлинно христианской практикой смирения, терпения и готовности до конца выполнять свой профессиональный и человеческий долг. Это подлинно православное кино.

С.Г. Г. Леонтьева - президент Ассоциации документального кино СК России. Мы в рамках нашего творческого союза стараемся отслеживать процессы развития современной кинодокументалистики.

А.С. Очень порадовала твоя работа «Дуэль. Финал». Импонирует попытка совместить в авторском дискурсе разнородные пространственно-временные планы через внутренний монолог рассказчика-героя.

С.Г. Скажи, какие ещё тенденции в отечественном кино привлекли внимание на кинофоруме?

А.С. С каждым годом в конкурсной программе «Золотого Витязя» всё больше принимают участие фильмы, смысловые и художественные формы которых основываются на отечественных культурно-исторических традициях. И это неудивительно. Последние мировые события показывают, что глобализм как универсальный проект существования современного человечества, исчерпал себя. Соответственно, оформляющий его в культуре постмодернизм перестаёт быть основополагающим направлением в искусстве. А, значит пришло время переосмысления собственных историко-культурных традиций и своей идентичности. И, поскольку киноискусство отображает реальность во всех её проявлениях и полноте, то тенденции традиционализма, культурной аутентичности всё больше проявляются в работах многих российских кинорежиссёров. Интересно, что в фильмах-участниках «Золотого Витязя» происходит поиск и активное формирование образа современного отечественного героя. Причём, не калькированного англосаксонского супермена, спасающего мир, чтобы затем его колонизировать. А, скорее, героя шукшинского плана. Ведь герой в искусстве кино - не только персонаж увлекательного сюжетного действа. Это, в первую очередь, архетипический образ, который укоренён в многовековой историко-культурной народной памяти. Трансляция такого образа в современных произведениях искусства необходима, так как он формирует «по своему подобию» основные, «матричные» характеристики социума, особенно в среде молодого поколения. В этом плане показателен фильм-лауреат кинофорума в номинации «Детское кино», «Со дна вершины» режиссёров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева. В основу его сюжета положена реальная история двукратного российского паралимпийского чемпиона Алексея Мошкина, который в результате травмы лишился обеих ног, но не сломался, не пал духом, а продолжил тренировки и поднялся на высшую ступень спортивного пьедестала.

С.Г. «Золотой Витязь» - международный кинофорум, однако ты рассказываешь только о российских фильмах.

А.С. Ну, во-первых, потому, что это - наболевшее. Современное российское кино, в основе которого тысячелетние культурные отечественные традиции, сегодня во многом представляет из себя колониальный голливудский клон провинциального пошиба. И пришло оно к этому состоянию из-за тех самых глобализма и постмодернизма. Пора выбираться из этого болота. Раньше стратегической задачей «Золотого Витязя» и его руководителя, народного артиста России Н.П. Бурляева, было стремление сохранить отечественные культурные традиции. Суть их в том, что художник в России всегда сострадал героям своих произведений. Он любит «маленького человека» и отделяет в образе персонажей характер грешника и сам грех, не отождествляя их. Российский художник всегда недвусмысленно и прямо показывал границы добра и зла в окружающем мире, давал нравственную оценку действиям своих героев. У него всегда на первом плане духовный и нравственный идеал. Сейчас в подавляющем большинстве российских фильмов, особенно игровых, всё наоборот. И это не случайно: постмодернизм, ставший базисом их творчества, нивелирует духовные и нравственные критерии, не различает границ между добром и злом, превращает проблемы и боль человеческой души в элементы эстетической игры. Вместо упорядочивания социального космоса, стремления к гармонии - устраивает разрушительный хаос. Пытается упразднить Божественный порядок мироздания. И в результате своих эстетских игрищ с ценностными смыслами - уничтожает их, превращая бытие мира и человека в фантасмагорическую иллюзию, сюрреалистический кошмар… Поэтому сейчас «Золотому Витязю» приходится решать поистине гамлетовскую проблему. Сегодня в прямом смысле необходимо соединять «распавшуюся связь времён», а вернее - распавшуюся связь кинематографических поколений. В российском кино сегодня работают представители уже второго постсоветского поколения молодёжи. Они технологически неплохо освоили современные кинотехнологии. Однако их поколенческим и профессиональным «брендом» стал полный и демонстративный отказ от российских историко-культурных традиций. В том числе от традиций кино И. Пырьева, С. Бондарчука, В. Шукшина, А. Тарковского. А без них подлинное киноискусство невозможно. Именно этим объясняется трагизм сложившегося положения дел в отечественном кинематографе. Это настолько очевидно, что не имеет смысл приводить в пример длинный список имён классиков мировой культуры, чьё творчество было бы невозможно без преемственности национальных традиций. Такое положение дел в нашем кино парадоксально, так как один из лучших мировых сценаристов и режиссёров Кристофер Нолан буквально следует в своих фильмах художественному методу и опытам с хронотопом А. Тарковского. Другой «оскароносец», Алехандро Иньярриту, в «Выжившем» ученически компилирует эстетику фильмов Тарковского. Сегодня, к сожалению, большинству наших молодых кинематографистов неведом смысл художественной категории «подтекст», без понимания которой в искусстве вообще делать нечего. Поэтому «Золотой Витязь» терпеливо, с надеждой воссоздаёт традиции отечественного кино, выстраивая в этом направлении стратегию своей работы с молодыми кинематографистами. А что касается международного статуса кинофорума… «Золотой Витязь» привлекает многих зарубежных кинематографистов именно своей традиционалистской направленностью, так как они не хотят быть глобалистскими «унтерменшами». В этом году, например, южнокорейские буддистские монахини привезли на кинофорум снятый ими игровой фильм «Нагорная проповедь», который без всяких трансформаций и интерпретаций являет собой духовный и богословский опыт постижения христианства. Традиционно интересными были программы сербского и болгарского кино. Призёром в документальном «полном метре» стал замечательный грузинский фильм Вахтанга Габашвили «Прозрачный мир». «Бронзового Витязя» в номинации «Игровое кино» получил режиссёр из Армении Давид Сафарян за фильм «Жаркая страна, холодная зима». Игровой «Серебряный Витязь» достался фильму «Завещание отца» режиссёров из Кыргызстана Бакыта Мукула и Дастана Жапара-уулу. «Золотого Витязя» в этой же номинации получила польская картина «Птицы поют в Кигали» режиссёров Иоанны Кос-Краузе и Кшиштофа Краузе. А Специальный приз «Золотой Витязь» присуждён фильму «По соображениям совести» Мэла Гибсона (Австралия, США). Кроме того, международный уровень кинофорума поддерживали председатели и члены жюри: Горан Паскалевич (Франция-Сербия), Ольга Маркова (Болгария), Малгожата Потоцка (Польша), Йован Маркович (Сербия), Сергей Катьер (Беларусь), Алексей Колесник (Украина). Причём, это далеко не полный список иностранных участников жюри форума. Так что, по выражению классика современной русской литературы и большого друга «Золотого Витязя», Василия Ивановича Белова, у кинофорума - «Всё впереди»!

С.Г. Творческих удач кинофоруму. Спасибо за содержательную беседу.




увеличить


Александр Семенюк
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК»

На афише фильма «Хороший мальчик», режиссёра О. Карас, обозначены выходные данные: картина создана при поддержке Министерства культуры, возрастной ценз 12+.

Реакция психологов на него категорична и справедлива: фильм деструктивного содержания, которое оказывает разрушительное воздействие на психосоциальные поведенческие нормы подростков, нивелирует такие нравственные категории, как любовь, совесть. В картине авторами отрицаются важнейшие общественные устои - уважение к родителям, пиетет по отношению к старшим, учителям... (продолжение)

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «МОНАХ И БЕС»

В прокате прошёл фильм режиссёра Николая Досталя «Монах и бес», снятый по сценарию Юрия Арабова. На последнем Московском международном кинофестивале эта картина представляла Россию в официальной конкурсной программе. Она сразу же вызвала интерес не только среди мирян, но и в церковной среде, так как действие фильма происходит в русском православном монастыре ХIХ века. В то же время фильм породил многочисленные дискуссии по поводу его авторской концепции и неоднозначного смысла. Однако, определить концепцию и смысл можно довольно точно, анализируя подтекст кинопроизведения.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и сообщить о том, что же такое подтекст и как он выявляет смысл фильма. Текстом в кино является сюжет и его событийный ряд: рассказ о взаимоотношениях персонажей, история развития любовной или криминальной интриги. А вот подтекст - это комплекс глубоко погружённых в драматургию сценария и режиссуру авторских «посланий», закодированных в виде символов, метафор, иносказаний. Подтекст - это своеобразный внутренний монолог авторов. То, что сегодня называют модным иностранным словечком «дискурс»... (продолжение)



Статья о фильме «Хороший мальчик»
Оценка фильма Александра Колесникова (Москва) – 9/10. Советую посмотреть этот фильм!

Александру 13 лет – он очень увлечен кино. Мечтает быть сценаристом и режиссером! Публикуем «без купюр» его мнение о фильме, который учит наших детей, как жить в этом жутком мире взрослых. И что сформируется в голове ребёнка от просмотра этой и ему подобных картин:

  • интимные отношения детей с взрослыми/с учителем – это нормально
  • иметь несколько партнёров – это нормально
  • употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества – это нормально
  • хотеть от девушек только секса, вести себя как животное – это нормально
  • изменять жене – это нормально
  • быть трусом – это нормально
  • спокойно смотреть, как издеваются над слабым – это нормально
  • родители могут вести себя как полные идиоты, слушать их не надо
  • в школе надо делать, что угодно, но только не учиться
  • учителя – жалкие и порочные люди
  • в игровые автоматы можно выиграть много денег

«Здравствуйте! Меня зовут Александр, и мне сегодня хотелось бы рассказать о художественном фильме отечественного производства «Хороший мальчик», который был выпущен в рамках Года российского кино. Фильм был создан при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ и Фонда Кино. В работе над проектом, была замечена кинокомпания Art Pictures Studio, которая является одним из лидеров отечественного кинопроката, а также входит в список мейнджоров российского кинопроизводства. В числе продюсерской группы фильма, есть представители данной кинокомпании. Это Фёдор Бондарчук и Дмитрий Рудковский. Второй к слову, также руководит Art Pictures Vision. За режиссуру отвечала Оксана Карас, и для неё этот фильм стал настоящим прорывом. Также, Оксана отвечала за сценарий, который она написала совместно с Михаилом Местецким («Легенда №17», «Тряпичный Союз» и т.д.) и Романом Кантором («Ёлки 5», «Про Любовь. Только для Взрослых»). Мне кажется, что сценарная группа фильма, поработала отлично. И я знаю много таких случаев, когда собирается много сценаристов, и пишут сценарий, а на выходе мы получаем продукт, довольно сомнительного качества (в это число не выходят киноальманахи, и некоторые проекты). И одним писать сценарий, довольно сложно. Мне кажется, что идеальная творческая группа - это два-три человека, интересы которых совпадает. Так вот, я немного отвлёкся от сути...

(продолжение)



"Рождество"
1996 год (реж.Михаил Алдашин)

Надо ли рекомендовать его для уроков ОПК?

"Рождество"
(реж.Михаил Алдашин)
1996 год
Рецензия. Васечко Юлия Сергеевна

Важно не то, чтобы в кадре прозвучало «Бог», а чтобы за кадром осталось чувство Его присутствия. Прикровенность: чтобы была тайна, к которой хотелось бы прийти.

«Рождество» Михаила Алдашина – используемые в данном видеосюжете образы подтекстно содержат ерничество, в том числе, изображение Духа Святого в виде голубя недопустимо как натуралистическое изображение птицы в рамках фильма. Совершенно без благоговения изображен архангел Гавриил.

Васечко Юлия Сергеевна - педагог-религиовед, соавтор учебников по ОПК, автор образовательного проекта "Берега"

Рецензия. Иеромонах Симеон (Минаков)

Вообщем это карикатура на Рождество Христово, доведенная до абсур-да. Здесь мы видим искажение евангельского сюжета, а у автора тут все пришли поклониться Христу и рыбы в том числе, это как насмешка звучит, как бы зара-нее формируется у зрителей неправдоподобность событий, чудо Рождества пре-подается в неправдоподобной форме. Далее изображение святых, а особенно Господа в карикатурной форме приводит к десакрализации восприятия сюжета, детей надо воспитывать на красоте, чтобы красота запечатлевалась в их чистых душах, а не уродливые пародии на святое семейство, так, например, на Западе уже давно выходит Евангелие в виде комиксов, весёлых картинок, когда дети взрослеют, у них так и остаются эти мультяшные стереотипы, несерьёзное вос-приятие веры. Иосиф на вид 45 лет имеет, хотя ему 80 лет было на самом деле, младенец изображён капризным и плачущим, да на него ещё собака лает, на Бога Вседержителя. Св. Отцы древности запрещали символическое изображение Гос-пода. Ангелы в мультике груши едят. Вообщем полная чушь. С раннего возрас-та детям предлагается лживая пародия на событие великого праздника. Мультик воспроизводит светское восприятие праздника как бы глазами не верующего че-ловека, нет благоговейного отношения к событию, мультик не возбуждает ника-ких святых чувств. Одним словом, комикс (комедийное действо получилось).

Иеромонах Симеон (Минаков), настоятель храма святителя Иннокентия митрополита Московского в п. Звездный, кандидат культурологии, зав.кафедрой богословских и литургических дисциплин Пермской Православной духовной семинарии.

Рецензия. Монахиня Гермогена (Орешкова)

Само событие Рождество Христово очень яркое и по сути и по значимости. Может составители и хотели через сей мультфильм выразить всю яркость события, но. увы. плохо у них получилось. Прочла отзывы, столько восторга, только в чем?? В искажениях?! Искажения не только в самих персонажах, но и в передаче самого библейского события.

Монахиня Гермогена (Орешкова), Свято-Никольский монастырь город Переелавль-Залвеский

Рецензия. Матушка Лидия

"Рождество" вне Рождества

В 1996 году на фоне всеобщего увлечения религиозностью и одновременного полного коллапса в российском кинематографе появился анимационный фильм "Рождество", созданный режиссером и мультипликатором Михаилом Алдашиным.

Возможно, для того времени эта лента и была шедевральной, и достойной всяческих призов, которые она и получила на различных кинофестивалях. Возможно, для того времени за неимением другого более выдержанного в рамках канона, в условиях дефицита качественного православного кинопродукта, этот мультфильм воспринимался как глоток свежей воды. Скорее всего, в то время массового "духовного прозрения", когда каждый считал возможным для себя толковать священные книги так, как ему виделось и хотелось, а то и вовсе создавать собственную религию, такой мультфильм был чем-то вполне органичным и не вызывающим никаких вопросов. Но с тех пор прошло уже более 20 лет, многое расставлено на свои места и получило свои оценки... (продолжение)

Матушка Лидия, город Дмитров

Рецензия. Александр Семенюк

На примере мультфильма «Рождество» М. Алдашина можно представить себе, как появлялись в истории христианства ереси. Основание всякой ереси - искажение Писания: его формы и содержания. Логоса. Слова Божьего. На неизменности Писания и Предания, на невозможности их трансформации и модернизации стоит Православная Церковь. Когда св. Николай ударил по лицу Ария на Вселенском Соборе, это не было хулиганством. Святитель просто понял, что богословские доказательства на ересиарха не действуют.

Мультфильм М. Алдашина состоит из сплошных подмен содержания и формы одного из центральных событий Христианства. Эти подмены вполне можно назвать еретическими. И никакое умиление от мультяшной эстетики не может извинить ёрнический и, по сути, глумливый контекст авторского дискурса в этом фильме. Глумливый, потому что архангел Гавриил явился Богородице во время её горячей сердечной молитвы Господу в горнице, а вовсе не в саду, не возле дерева, и не после стирки белья, как это показывает в фильме Алдашин. Автор уже в первом эпизоде фильма подменяет евангельский сюжет Благовещения аллюзиями ветхозаветного сюжета соблазнения Евы сатаной у древа в райском саду... (продолжение)

Александр Семенюк, киновед



Информационно-аналитический портал
Саратовской и Вольской Епархии



Про фильм "Большой"



Киноклуб в Дмитрове

Стартовал образовательный курс лекций по кино для всех желающих в городе Дмитрове.
12 лекций с киноведом Александром Семенюком.
Первая лекция прошла 7 июля 2017 года

Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
увеличить увеличить увеличить увеличить

Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
увеличить увеличить увеличить увеличить
1-я лекция. Кинообразование. 50 лет экранизации повести "Вий"

Отличная новость для тех, кто любит хорошее кино и хочет научиться в нем разбираться, детально анализировать и рассуждать, и для всех тех, у кого просто есть желание узнать что-то новое из мира киноискусства: в центральной библиотеке стартовал авторский курс киноведа Александра Семенюка. Курс включает в себя 12 образовательных семинаров про кино – слушателей ждут как теоретические аспекты, так и практика. Изначально идея создания такого образовательного проекта принадлежала Ирине Дядченко, задумывался он с целью научить современного человека думать и рассуждать. Первую встречу киноклуба решили посвятить 50-летию со дня выхода на экран фильма «Вий», снятого по пьесе Николая Гоголя. На семинаре разобрали ключевые моменты фильма, посмотрели самые важные фрагменты. Почему существует такая жанровая разница между первоисточником – книгой и вышедшей советской экранизацией? Александр Семенюк объяснил слушателям, что даже имена главных героев Гоголь выбрал не случайно – во всем надо уметь видеть скрытый посыл автора. Ведь самое главное это не сюжет, а подтекст – то, что автор как бы выносит за скобки. Образовательные семинары будут проходить раз в месяц. Присоединиться может любой желающий - чтобы записаться на кинокурс, нужно лишь заполнить короткую заявку для приобретения электронного читательского билета. Второй семинар планируется посвятить фильму Анна Каренина. А дальше - зависит от того, что будет хотеть сам зритель, который придет в киноклуб - выбирать фильмы для обсуждения будут коллективно. Стоит отметить, что по окончанию курса каждый активный слушатель сможет получить свидетельство с подписью киноведа Александра Семенюка и народного артиста России Николая Бурляева

50 лет экранизации повести "Вий".
Н.В. Гоголь - украинский, или русский писатель? Смысловые и религиозные подтексты повести. Заимствование постмодернистской культурой фабулы и сюжетных мотивов Гоголя.

Произведения Н.В. Гоголя для нас важны не только в качестве замечательных образцов литературы и примера виртуозного владения русским словом. Его проза являет запечатлённую в художественных образах картину мира Украины того времени.

Гоголь - пример проявления историко-культурной идентичности, аутентичности Русскому миру. В период польского восстания в Российской империи 1831 г. Николай Васильевич Гоголь-Яновский, потомок древнего шляхетского рода, официально отказался от второй части своей фамилии. Затем, в период написания истории Малороссии он отказался и от украинского языка. Гоголь понял, что исторически и историософски судьбу Малороссии возможно осмыслить только в виде неотъемлемой части России. Он всегда осознавал себя русским православным человеком и писателем.

В этом смысле показательно сопоставить Н.В. Гоголя и его современника Т.Г. Шевченко. Шевченко как певец украинского национализма и сепаратизма мечтал об Украине «без москалей, ляхов и жидов». Он создал в своих произведениях мифологему и идеологему, где образ Украины предстаёт вне исторического пространства-времени, вне подлинных религиозных и историософских «координат». Мифологема и идеологема Шевченко стилизованы под архаические формы фольклора, устного народного эпического плача. Поэтика его произведений пронизана квазиязыческими мотивами, а антирусскость и антиправославность претендуют на философско-доктринальный характер. Однако, в действительности характер его антиимперскости - глубинно невротический, объяснимый социальными, сословными мотивами. Поэтическая ностальгия Шевченко по времени гайдамаков, Гуляй-полю, Запорожской Сечи - это прокламация цивилизационного регресса, архаики, заклинания обратить историческое время вспять.

Автор - Александр Семенюк

Прочитать
(.pdf)

КИНООБРАЗОВАНИЕ

Кино - самое массовое и самое действенное из всех средств манипулирования общественным сознанием.

Кино - синтетическое искусство, объединяющее в себе все другие искусства (пространственные и временные), и ему в каждом фильме свойственна полижанровая структура.

Жанр в кино определяется характером сюжетного конфликта.


Таблица жанров игрового кино (.pdf)

Автор - Александр Семенюк

Прочитать
(.pdf)
2-я лекция. Проблемы экранизации классических литературных произведений

Успешно продолжает свою работу киноклуб, созданный в рамках образовательного проекта «Берега». Количество слушателей заметно возросло, что не может не радовать. В этот раз лекция была посвящена фильму «Анна Каренина», снятому по бессмертному произведению Льва Толстого. Сюжет вроде простой, всем знакомый, но цепляющий – мировой кинематограф обращался к нему уже более 30. В разное время по «Анне Карениной» были сняты экранизации с участием таких звезд как Софи Марсо, Кира Найтли, Татьяна Самойлова, Елизавета Боярская и другие.

За основу анализа киновед Александр Семенюк решил взять наиболее известную советскую экранизацию с участием Татьяны Самойловой. В ходе семинара обсудили ключевые образы фильма, разобрали сюжет и определили скрытый посыл автора.

В общем, можно сказать, что Анна Каренина - воплощение духа страны, неопределившейся, терзаемой сомнениями. Но кроме того, в этой семейной драме Лев Николаевич Толстой усмотрел какие-то особые черты, которые трогали и были близки всем – и мужчинам и женщинам, и бедным и богатым.

Впереди еще 10 увлекательных семинаров про кино – слушателей ждут как теоретические аспекты, так и практика. Стоит отметить, что в дальнейшем фильмы для обсуждения будут выбираться коллективно. А наиболее активные участники дискуссий получат свидетельство с подписью киноведа Александра Семенюка и народного артиста России Николая Бурляева. Так что если вы хотите научиться анализировать кино, видеть мельчайшие детали, понять, что хотел сказать режиссер – смело присоединяйтесь, лекции проходят раз в месяц, следующая встреча киноклуба состоится в сентябре.

Тема: Проблемы экранизации классических литературных произведений. Виды экранизаций.

Экранизация и её виды

Экранизация – это образ литературного первоисточника (а не копия и не отпечаток). Если при создании оригинального произведения автор использует свой образ, то в экранизации он использует образ литературного произведения.

Основные виды:

  1. Пересказ, иллюстрация. Авторы не вторгаются в образный строй лит. Произведения, а просто приспосабливают его для кино (сокращая диалоги, монологи и т.п. Этот способ малоуспешен и приводит к неплохим результатам только если создается многосерийный фильм - т.е. чтение произведение глава за главой, почти без сокращений.
  2. Новое прочтение (новая трактовка) – по мотивам… на основе… Здесь происходит резко вторжение в структуру произведения (путем «осовременивания», путем смены места действия, путем перевода в другой вид сюжета (Пролетая над гнездом кукушки). В таких экранизациях авторы не заботятся о выражения духа произведения. Они используют литературное произведение в основном как материал (интересная фабула и т.д.)
  3. Переложения. Здесь автор пытается выразить всю суть, дух и стиль произведения кинематографическими средствами (в фильме та же тема, идея, конфликт, но они в отличие от п.1 выражены средствами кинематографа, а не просто приспособлены и экранизированы. Это самый сложный и достойный вид экранизации – особенно по отношению к классике, т.к. при её экранизации возникают нравственные проблемы.

Проблемы экранизации классических литературных произведений.
Виды экранизаций (.pdf)

Автор - Александр Семенюк

Прочитать
(.pdf)
3-я лекция. Пространство времени кино

Тема: ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ В КИНО.

Категории «пространства - времени» (или хронотопа) в кино являются сферой воплощения художественного замысла, доминирующим принципом организации материала в стилевой системе фильма. Пронизывая все звенья художественного процесса, пространство и время получают в каждом конкретном случае своё специфическое воплощение, ибо художник, реализуя замысел, строит своё концептуальное художественное пространство - время, становящееся сферой существования авторской идеи.

В восприятии и осознании пространства - времени преломляются мировоззренческие принципы художника. На этом уровне организуется способ расположения переживаемого, осмысляемого и оцениваемого жизненного материала, выстраиваются, упорядочиваются элементы произведения.

Кино, преодолевая разрыв между изображением пространства и времени, создаёт своё особое «кинопространство» и «киновремя». По определению В. Пудовкина, экранное время и пространство - понятия, как бы интегрированные из элементов времени и пространства реальных, выхваченных из действительности и слитых в особое структурное целое.

Представление человека о пространстве и времени исторически изменчиво, динамично. Пространство-время средневекового человека — точка зрения Бога на мир и человека на Бога, то есть — ценностная метафизическая «вертикаль». Искусство, в свою очередь, отображая это понимание пространства-времени, осуществляется также через вертикаль, являющуюся стилевой доминантой готики.

Новое представление о пространстве и времени несёт Ренессанс. Меняется точка зрения, и человек созерцает уже не Бога, а себя. Это ценностная точка зрения материалистической «горизонтали», когда человек попытался заменить собой Бога, подменил духовное и метафизическое постижение мира - физическими категориями и параметрами.

Один из излюбленных приёмов изображения хронотопа в современном кинематографе — мотив дороги, когда герои в ходе развития сюжета преодолевают пространство-время одновременно в двух системах координат: физической и метафизической (сверхфизической).

Например, в физической системе координат, на уровне сюжета (текста) Сталкер, Учёный и Писатель движутся сквозь пространство-время Города и Зоны. А в метафизической плоскости смысловых подтекстов фильма А. Тарковского эти герои-символы современной цивилизации путешествуют сквозь субъективное пространство-время внутреннего мира человека: от замысла автора к восприятию его зрителем.


ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ В КИНО (.pdf)

Автор - Александр Семенюк

Прочитать
(.pdf)


Телеканал СПАС. Александр Семенюк


День ТВ. Александр Семенюк


Москва. Театр "ГЛАС", 25 января 2018 года



Образовательный проект.
Фильмы для внеурочной
деятельности по предмету
ОРКСЭ и другим дисциплинам
гуманитарного цикла


Фильмы к 100-летию
Союза православных женщин


Берега-события



ЧИТАЙ и СМОТРИ
Образовательный проект "Берега"



Международный молодежный
кинофестиваль
"Свет миру"



Киновед



Герои нашего времени



Учитель года 2017



Межведомственное
методическое объединение по
духовно-нравственному воспитанию



Общероссийская
общественная организация
«ассоциация учителей
литературы и русского языка»



ДЕТСТВО ПОД УЗРОЗОЙ

© Kino-slovo.ru, 2016-2018